общеобразовательная организация
школа
Москва, ул. Расплетина дом 17, корп. 2
e-mail: info@l-morozko.ru
тел: +7 (985) 233-31-06
тел/ф: +7 (499) 194-60-10

Запись на обучение
[FormmailMakerFormLoader]

Москва. Исторический музей. Кремль. Храм Христа Спасителя

Программа поездки «Москва. Исторический музей. Кремль. Храм Христа Спасителя»:

 

Москва

08.00 — Сбор группы в школе, посадка на автобус.

08.30 — Обзорная экскурсия по Москве. Столица России – Москва – величественный и красивый город. Ее исторический центр олицетворяет собой знаменательные события в истории нашего государства: объединение Русских земель, освобождение от ордынского ига, изгнание поляков-интервентов, войск Наполеона из столицы, строительство прекрасных соборов и грандиозных крепостных сооружений, созидание и накопление культурных ценностей, духовной силы России, экономической и политической мощи государства. Москва получила официальное название первопрестольной, а российские императоры венчались на царство в московском Успенском соборе.

Поездка по историческому центру Москвы позволит ощутить как дух старинного города, так и современность жизни столицы: Лубянская площадь, Улицы Большая и Малая Лубянка, ул. Китай-город, ул. Солянка и Варварка. Увлекательный маршрут по Большому Москворецкому мосту, Софийской набережной, Большому Каменному мосту к Храму Христа Спасителя.

Москва.
Храм Христа Спасителя.

 

10:00 Прибытие к Комплексу Храма Христа Спасителя. Мы посетим Храма Христа Спасителя, а так же Преображенскую церквь. Затем, чтобы побольше узнать о величественной и трагической истории Храма, мы посетим музей, расположенный в его стилобатной части.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Вместе с тем он является памятником историческим. Поэтому на всех четырех стенах Храма находятся изображения, напоминающие о событиях войны 1812 года, фигуры святых заступников за Русскую землю и некоторых отечественных распространителей православной веры, а также князей русских, отдавших свою жизнь за свободу и целостность Русской земли. После октябрьской революции культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России. Повсюду происходили убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. 5 декабря 1931 года была взорвана национальная духовная святыня России — Храм Христа Спасителя. Храм должен был заменить грандиозный Дворец Советов, гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина. Но Великая Отечественная война прервала строительство, и, начавшееся строиться здание, было разобрано, а его конструкции использованы на оборонительные сооружения и железнодорожные мосты. После войны, на оскверненном месте долго зияла яма, а в 1958 году появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории. И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы. Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. Память о нем хранили страницы книг русских классиков, произведения мемуарного жанра, живые московские предания. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история. С лета 1994 г. начинается воссоздание Храма Христа Спасителя, и 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение возрожденного Храма Христа Спасителя. "… взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России" (Владимир Солоухин. "Последняя ступень" ) Храм воссоздан с максимальным приближением к разрушенному оригиналу. История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм – Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик – Храм Христа Спасителя.

Главные святыни Храма:

Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа; Св. мощи основателя Храма, митрополита Московского Филарета (Дроздова), ковчег с частицами святых мощей, чудотворный образ Владимирской Божией Матери, чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери, икона Рождества Христова, привезенная Святейшим Патриархом Алексием II из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре, икона собора новых мучеников и исповедников Российских, список с чудотворной иконы Богоматери Святого евангелиста Луки, привезенный из г. Болоньи (Италия).

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя сооружена в память о находившемся на этом месте c XIVв. до 1837г. женском Алексеевском монастыре (в честь Алексия человека Божия). Расположена в основании Храма, стилобатной части высотой 17 метров, возведенной на месте существовавшего в прошлом веке холма. Внутреннее убранство церкви соответствует XVI веку – времени постройки собора Алексеевского монастыря. Один из малых пределов церкви посвящен Алексию человеку Божию.

Главные святыни Храма: икона "Спас Нерукотворный" художника Сорокина, чудом сохранившаяся после разрушения Храма Христа Спасителя, древняя икона Божией Матери "Смоленская", а также икона Святителя Николая, находившаяся до этого в церкви города Бари, где почивают честные мощи Святителя.

Музей истории и воссоздания Храма Христа Спасителя и картинная галерея. Музей является филиалом Музея истории города Москвы, расположен в галерее Храма Христа Спасителя. Основная экспозиция музея посвящена истории Храма Христа Спасителя, его созданию, гибели и возрождению. Особый интерес представляют подлинные экспонаты чудом уцелевшая после взрыва, закладная доска храма Христа Спасителя 1839 г., фрагменты мемориальных плит с именами героев, произведения монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

13:00 Обед в кафе храма.

13:30 Продолжение обзорной экскурсии. Переезд на красную Площадь

Москва.
Красная Площадь.

 

14:00 — Прибытие на Красную площадь.

Красная площадь – главная площадь столицы России. Ее история неразрывно связана с историей Кремля. Как утверждают летописи, площадь возникла в конце XV века. Иван III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля: они постоянно угрожали ему пожаром – и отвести это место под торговлю. Торг – первое название площади.

Войдем мы на площадь через Воскресенские ворота, называвшиеся прежде Неглинными, как проезд из Китай-города на мост через реку Неглинную, или Триумфальными, потому что через них совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Но прежде зайдем в часовню, в которой хранится список с чудотворной Иверской иконы Божией матери.

Часовня Иверской иконы Божией Матери Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот всегда была одной из самых чтимых московских святынь. Точный список с Иверской иконы был доставлен в Москву с Афона в XVII веке, и его поместили на Неглиненской (Неглинной) башне, над главными воротами Китай-города, (На Афоне этот образ Божией Матери получил название «Вратарница» еще в древности, когда чудесным знамением своим ясно дала понять инокам Афонской Иверской обители о желании находиться не внутри храма, а над воротами, ведущими в монастырь. И сегодня икона находится в надвратной церкви построенной для нее на Афоне). В Москве для иконы тоже была построена часовня, чтобы защитить ее от ветра и дождя, а над новыми воротами, построенными в 1680 году вместо обветшавших, поместили икону Воскресения Христова, и с тех пор они стали называться Воскресенскими. Свой современный вид Иверская часовня получила в конце XVIII века. После революции Иверскую часовню снесли, а в 1931 году снесли и Воскресенские ворота. В 1995 году Иверская часовня и Воскресенские ворота были восстановлены, и в часовне поместили вновь сделанный на Афоне список с подлинной Иверской иконы. В XVI веке площадь стала именоваться Троицкой – по церкви Святой Троицы. На месте которой впоследствии возник великолепный Покровский Собор (или Собор Василия Блаженного). Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена площадь называлась Пожар, а впоследствии все чаще упоминается как Красная, то есть «красивая, прекрасная, лучшая». В 1612 году Красная площадь колокольным звоном встречала ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, а ровно два столетия спустя – войска Кутузова, изгнавших из Москвы иноземных захватчиков. Памятник Минину и Пожарскому – памятник народному движению, возглавленному гражданином Мининым и князем Пожарским, вокруг которых сплотились все честные, патриотически настроенные люди России, разных социальных слоев, в борьбе с польско-литовской и шведской интервенцией в смутное время начала VII в., Первоначально памятник, задуманный еще в 1804 г., планировалось установить к 200-летию героических событий, в 1812 году, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. После освобождения Москвы от наполеоновских войск интерес к созданию памятника, который и так был весьма велик в народе, неизмеримо возрос, и общие энтузиазм и патриотическое настроение окрасили праздник торжественного открытия памятника в 1818 году. Осмотр памятника со всех сторон поведает нам историю героического подвига русского народа.

Собор Казанской иконы Божией Матери.

Народное Ополчение Минина и Пожарского шло на Москву со списком с чудотворной иконы Божией Матери, недавно обретенной в Казани. Пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость и русские войска, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль В благодарность за помощь и заступничество Божией Матери и в память исторической победы русского народа над польско-литовскими захватчиками в 1612 г. князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери и принес икону на руках из своей домовой Введенской церкви на Лубянке, где она хранилась до возведения Казанского собора. (Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы). Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635. В XIX веке собор перестраивали. На протяжении веков каждый год к Казанскому собору совершался крестный ход с участием царя и патриарха. В 1936 г. Казанский собор был разрушен и осквернен. Возрожден в 1993 году на средства города . Современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику 1635 года. Мы узнаем о тех давних событиях, начиная от чудесного явления Иконы в Казани и до такой же чудесной победы русского воинства, освободившего Кремль от врагов, а также о том какой особый сакральный смысл имеют золотые, красные и белые тона собора, и войдем в храм, чтобы поклониться чудотворному Образу Заступницы Земли русской (список).

Покровский Собор (Василия Блаженного)

Над спуском к Москве-реке высится Собор Покрова Богородицы, что на Рву (с этой стороны Кремль раньше был защищен рвом). Но в народе он известен прежде всего как собор Василия Блаженного. В 1555 году в Москве началось строительство храма в честь Покрова Богородицы, в память взятия войском Ивана Грозного столицы Казанского ханства в канун этого праздника в 1552 году. В середине XVI века Иван Грозный вел войну с Казанским и Астраханским ханствами, и по мере каждой одержанной победы на этом месте возводили деревянную церковь в честь того святого, в день которого брали город. Всего церквей соорудили восемь, и по окончании войны русский самодержец пожелал их видеть каменными. Тогда русские мастера-умельцы, Барма и Постник (по некоторым данным, это был один мастер, Иван Барма) совершили уникальное в истории архитектуры – они объединили 8 церквей в монолитный ансамбль, сгруппировав их вокруг центральной, девятой – Покровской церкви Богоматери. Все церкви непохожи одна на другую, но едины по своему художественному замыслу и удивительно гармонируют друг с другом. К 1588 году к ансамблю пристроили еще один небольшой храм – св. Василия (над могилой юродивого Василия Блаженного), который и дал второе название всему собору – собор Василия Блаженного. Над этим великолепным творением несколько раз витала угроза уничтожения. В 1812 году собор был жестоко разграблен французами, но взорвать они его не успели. Спустя столетие, в 1918 году, храм вновь подвергся разорению, настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян, в 1923 году часть собора превращена в музей, колокола изъяты и переплавлены, собор собирались снести, но, к счастью, проект не был реализован.

Лобное место

Слева от собора Василия Блаженного находится Лобное место — высокая площадка из белого камня за чугунной оградой, появившееся здесь в первой половине 16 века. Расположеное на крутой возвышенности — «взлобье», оно символизировало иерусалимскую гору Голгофу. Изначально оно представляло собой деревянный помост. На Лобном месте для всенародного чествования выставляли святые мощи, отсюда оглашали царские указы и объявляли приговоры преступникам, но казни на самом Лобном месте никогда не производились.

Спасская башня по праву считается самой красивой башней Кремля. Построена она в 1491 году (во времена правления Ивана III, деда Ивана Грозного) Изначально башня называлась Фроловской (по имени находившейся неподалёку церкви Фрола и Лавра), а позднее была переименована в Спасскую в честь размещавшихся с обеих сторон над въездными воротами икон Спаса Нерукотворного (одна икона восстановлена). Ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль, считались святыми и особенно почитались в народе. В 1624–1625 годах над башней возвели многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. Высота башни — 71 метр.

Никольская башня придает симметричность архитектурному ансамблю Красной площади. Построена тоже в 1491 году. Проездная. Название происходит от иконы Николы Можайского, размещающейся над воротами. В 1612 году народное ополчение во главе с князем Пожарским и Кузьмой Мининым с боем ворвалось именно в Никольские ворота и освободило Кремль. А два века спустя башня была взорвана отступающими из Москвы французами. Потом, правда, удивительно быстро восстановлена. В общей сложности башне более пятисот лет. Высота башни — 70,4 метра.

Значительные изменения застройка Красной площади претерпела в последней четверти XIX в. В 1892 площадь была освещена электрическими фонарями. В 1909 по Красной площади, вдоль Кремлёвской стены, пошёл трамвай (рельсы сняты в 1930).

После Октябрьской революции Красная площадь обрела новое, мемориальное, значение. Само название площади было переосмыслено и связано с победой «красных». С 1918 Красная площадь стала главным местом проведения парадов и демонстраций. После смерти В. И. Ленина в 1924 году на площади возвели мавзолей, в который поместили тело знаменитого вождя революции. Таким образом, Красная площадь является главным местом столицы, сохранившем на себе отпечаток различных эпох и периодов истории Российского государства. Помнит площадь и суровый парад 1941 года войска прямо отсюда отправлялись на фронт, и незабываемый Парад Победы сорок пятого, когда к стенам Кремля были повержены знамена и штандарты фашистских армий. Менялся ее облик и роль в жизни страны, но всегда она оставалась главной, центром значимых и символических событий страны. И по сей день, считаясь одним из символов старой Москвы, Красная площадь привлекает не только туристов, но и самих москвичей.

Наша программа продолжится посещением Исторического Музея, который сам по себе является памятником истории Красной Площади.

Исторический музей

Здание Исторического музея – сравнительно молодое, построенное в конце XIX века на месте снесенного Земского приказа. По замыслу его основателей – графа А.С.Уварова и историка И.Е.Забелина, музей призван был служить идеям просвещения и росту национального самосознания. Не случайно хранилище святынь русской истории было решено воздвигнуть напротив старейшей святыни России – Храма Василия Блаженного. Все здание, его фасады и интерьеры, росписи потолков и стен, рисунки мозаичных полов, даже оконные переплеты, наличники дверей и решетки представляют собой архитектурно-живописную версию истории России. Главные сени, выходящие на Красную площадь, украшены изображением «древа российских государей» – по образцу фресок Ново-Спасского монастыря в Москве. Стены музея выложены из красного обожженного кирпича, как и стены Кремля, над зданием музея поднимаются башни, также напоминающие кремлевские. Историю и культуру Отечества с древнейших времен представляют 4,5 миллиона предметов и 12 миллионов листов документов.

15:00 – Знакомство с экспозициями Музея.

Москва.
Кремль.

 

16:00 – Посещение Кремля.

После знакомства с выставками музея мы отправимся в Кремль.

Московский Кремль – один из крупнейших архитектурно-градостроительных ансамблей мира. Он раскинулся в центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой. Это наиболее ранняя часть исторической Москвы. Первое поселение было укреплено рвом и валом, оно появилось в конце XI века на слиянии рек Москвы и Неглинной. Высота стен Кремля, узкие бойницы, площадки боя, мерный шаг башен (всего их 20) – все говорит о том, что прежде всего это крепость. Но стоит войти в Кремль – и впечатление меняется. На территории площадью 28 гектар раскинулись просторные площади и красивые скверы, величественные дворцы и обилие храмов. Когда-то Кремль был небольшим, но настоящим городом с его улицами и площадями. Рядом с царскими дворцами и храмами в деревянных избах жили обычные люди. Но время шло, и обычных жителей в Кремле оставалось все меньше, а государевых людей – все больше. В 1918 году, с переездом сюда первого советского правительства из Петрограда, Кремль вообще закрыли. Сорок лет попасть в него не мог ни один простой смертный. Пожилые люди, которые еще помнили царские времена, сорок лет спустя, когда территорию Кремля открыли для туристов, не «досчитались» многих древних кремлевских святынь. За это время снесли Вознесенский и Чудов монастыри, древнейшую церковь Спаса на Бору, Красное Крыльцо, Малый Николаевский дворец, другие памятники. Кое-что, правда, и построили: в тридцатые годы – административный корпус (в общем, гармонирует с кремлевским ансамблем). В шестидесятых – Дворец Съездов (теперь называется «Государственный Кремлевский Дворец»). Сегодня территория Кремля доступна для посещения. Сохранившиеся Храмы открыты, в них проходят богослужения. Сегодня каждый может посетить знаменитый музей-сокровищницу – Оружейную палату, Патриаршие палаты, подняться на колокольню Ивана Великого, посетить выставки в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца.

Совершив увлекательное путешествие по Кремлю мы узнаем откуда взялось само слово – «кремль», чем жил этот город и как менялся его облик. Мы увидим величественный ансамбль древней Соборной площади и его знаменитые храмы – Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Колокольню Ивана Великого. зайдем в некоторые из них.

Соборная Площадь – главная и самая древняя площадь Кремля. Ее возникновение относится к началу XIV века. На протяжении столетий здесь происходили многолюдные крестные ходы, торжественные шествия по случаю венчания на царство царей и коронования императоров. Все здания, составляющие уникальный, известный всему миру облик Соборной площади, являются замечательными памятниками древнерусского зодчества: здесь возвышаются Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, Колокольня Ивана Великого со звонницей, Грановитая палата и Патриарший дворец. Неповторимый по красоте архитектурный ансамбль Соборной площади, живописный и гармоничный, создавался трудом и талантом русских мастеров Москвы, Владимира, Пскова, итальянских архитекторов. В наши дни на Соборной площади проходят демонстрация церемониала конного и пешего развода Президентского полка, оперные концерты.

Архангельский собор (собор Архангела Михаила) был усыпальницей московской правящей династии вплоть до конца XVII века, Здесь покоятся останки великих князей и царей: Ивана Калиты, Ивана Грозного, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и других, кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома – всего в династическом некрополе 47 надгробий и 2 раки. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, хранящиеся в особых раках. Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В XVII в Роспись Архангельского собора была сделана заново, по снятым со стен прорисям фресок XVI века и представляет собой сюжеты из "Священного писания" и героической борьбы русских князей и царей с иноземными захватчиками . "Эпиграфом" ко всей росписи служат фрески, представляющие собой "иллюстрации" к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром, далее тема продолжается напоминананием о том, что защита веры — святой долг княжеской и царской власти. Одна из основных тем — прославление великокняжеской и царской власти через образы святых русских князей. В своеобразной портретной галерее представлена история Русского государства "в лицах" от княжения Ольги и Владимира киевских и до времени Ивана Грозного. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 года. Большая часть икон написана в 1680-1681 гг. Храмовой иконой является древний образ Архангела Михаила с деяниями. По преданию, икона была написана по заказу кн. Евдокии, жены Дмитрия Донского, в память о муже и его победе на Куликовом поле. Слева от Царских Врат находится икона Божией Матери «Благодатное небо» (празднование 6 марта), список, сделанный с находившейся в соборе древней иконы, привезенной из Литвы Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI, супругой великого князя Московского Иоанна III. Серебряные оклады, изготовленные для иконы в разные годы, не сохранились.

Церковь Ризоположения. Небольшая одноглавая церковь Положения ризы Божией Матери была построена псковскими мастерами в 1484–1486 годах. Название храма связано с праздником, известным в Византии с V века. Согласно преданию праздник был установлен в память перенесения из Палестины в Константинополь чудотворной ризы (одеяния) Богородицы. Храмовая икона (справа от царских врат) изображает торжественное возложение святыни на престол придворного императорского храма. Известны случаи исцеления от иконы. Храм находится на месте древней церкви, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши в день праздника Положения ризы Божьей Матери во Влахерне. В этот день татары внезапно отступили от стен Москвы, бросив все награбленное добро. Церковь служила домовым храмом русских митрополитов и патриархов. Выполненный московскими мастерами четырехъярусный иконостас церкви в серебряном окладе – одно из лучших произведений русского искусства первой половины XVII века.

В галерее церкви можно увидеть редкую выставку русской деревянной скульптуры XV-XIX веков.

Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построены в первой половине VII века по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был сооружен на месте старого храма и части двора Бориса Годунова. В 1680 году собор перестроили и дали ему современное название. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени. По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница. В палатах размещались хозяйственные службы, личные покои патриарха, парадные помещения. Главное среди них — Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора. Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия.

Колокольня Ивана Великого , начало XVI в., выстроена на месте старого каменного храма 1329 года (Иоанна Лествичника под колоколы). Затем рядом с колокольней построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской и вплотную к ней поставили звонницу с шатровым верхом — Филаретову пристройку. В 1600 году при Борисе Годунове Колокольня была надстроена и завершена куполом. Колокольня служила главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва в радиусе 30 километров. Успенская звонница примыкала к колокольне. В 1812 году французы взрвали колокольню, но разрушились только звонница и пристройка, которые были восстановлены в 1819 году. Колокола Ивана Великого смолкли в 1918 году и вновь зазвонили на Пасху в 1992 году. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI-XVII веков. Самый большой колокол – Успенский – весит 70 тонн. Высота колокольни – 81 метр, толщина стен первого яруса – 5 метров, второго яруса – 2,5 метров. Вверх к куполу поднимается лестница в 329 ступеней. На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, а в колокольне Ивана Великого открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.

Благовещенский собор изящный девятиглавый с золотыми куполами, построенный в 1489 году псковскими мастерами как домовая церковь великого московского князя, расположен в юго-западной части Соборной площади. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Собор предназначался для церемоний семейного характера. В нем совершались таинства браковенчания, крещения детей. В соборе находится древнейший в России высокий иконостас, все иконы его пяти ярусов относятся к XIV–XVI векам, считается, что некоторые из них написаны преподобными Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Прохором с Городца. В сложной символической форме в росписях собора выражены идеи избранности Русского государства и православной церкви, и ее преемственности от Византии.

Успенский собор. В августе 1326 года при Иване Калите в 1326–1327 святитель Петр заложил в Кремле Успенский собор, скромный одноглавый храм, по образцу владимирского, посвященный Богоматери. С ним Москва предстала наследницей древнего Владимира. На следующий год после закладки собора Иван Калита получил от монгольского хана ярлык на великое княжение, и Москва стала русской столицей. 4 августа 1327 года Успенский собор был освящен, но святитель Петр не дожил до этого торжества. В 1453 году пал Константинополь, и Москва стала исторической и духовной наследницей Византии. Иван III, объединив под властью Москвы удельные русские княжества в единое государство, решил возвести новый Успенский собор по образцу владимирского. Строительство нового собора на месте прежнего начали псковские архитекторы. Но в мае 1474 года почти возведенный Успенский собор рухнул. Новый мастер (Аристотеля Фиораванти) был приглашен из Италии, ибо итальянцы были лучшими в Европе строителями. Новый Собор был заложен в 1475 году. По легенде, под ним архитектор устроил глубокий склеп, куда сложили знаменитую библеотеку, привезенную в Москву Софьей Палеолог (она войдет в историю как библиотека Ивана Грозного). Торжественное освящение Успенского Собора состоялось в августе 1479 года. На следующий год Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Эта эпоха отчасти отразилась в архитектуре Успенского собора, который стал символом Третьего Рима. Огромная икона митрополита Петра с житием, написанная Дионисием находится в Новом Соборе на южной стене. Московский святитель изображен в белом клобуке (символ величия Третьего Рима) Московский Успенский собор продолжил традицию первых русских Софийных храмов, что стояли в Киеве, Новгороде и Полоцке, посвященных премудрости Божией, в которой заключается Великий Божественный Замысел о спасении человечества (в переводе с древнегреческого «софия» означает «мудрость»). До конца XIV века главной святыней Успенского собора была Петровская икона Богоматери, написанная самим святителем Петром (ныне она хранится в Государственной Третьяковской галерее). А в 1395 году в Успенский собор была перенесена Владимирская икона Божией Матери, спасшая Москву от Тамерлана и ставшая на века главной святыней Русского государства. Идея Софии запечатлена в росписи восточного фасада. Главенствующий южный фасад, обращенный к Соборной площади, тоже прославляет Святую Софию. Над его вратами – огромный Владимирской образ Божией Матери – в честь Владимирской иконы, пребывавшей в стенах собора. Врата осеняет Спас Нерукотворный, почитаемый защитником города. Южный портал был царским входом в Успенский собор. В течение четырех веков Успенский собор оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи. В XIV – XVII вв. собор являлся также их усыпальницей. В 1812 году в Успенском Соборе император Александр I, приложившись к святым мощам, дал обещание изгнать неприятеля с земли Российской. И хотя французы вошли в Кремль и разграбили его, почти нетронутым остался лишь Успенский Собор. Когда в поисках сокровищ французы вскрывали раки святителей, покоящихся в соборе, лишь серебряная рака с мощами святителя Ионы, первого русского митрополита, поставленного в Москве самостоятельно собором русских епископов, без Константинопольского патриарха, осталась нетронута. По преданию, французы несколько раз пытались ее вскрыть, но каждый раз впадали в неописуемый страх. О том будто бы узнал Наполеон и лично отправился в собор, но им овладел такой ужас, что он, содрогнувшись, выбежал из собора, приказал его запереть и поставить часового охранять двери. Другое предание гласит, что, вскрыв раку митрополита Ионы, захватчики увидели грозящий им перст святителя. Это испугало Наполеона, и он приказал не трогать эту гробницу. Покидая Кремль, Наполеон все же повелел взорвать Успенский собор, но подожженные фитили погасил чудесно хлынувший дождь. Интерьер собора вторит общей идее. Первая роспись была исполнена в 1481 году великим иконописцем Дионисием. В 1642 его расписали заново по следам старых фресок. Большую часть южной и северной стен занимают изображения, посвященные похвале Пресвятой Богородицы, семи Вселенским соборам, образам Страшного суда. Успенский собор был символом единства Руси, сплоченной вокруг стольной Москвы. В местном чине иконостаса стояли иконы, привезенные из удельных княжеств, и наиболее почитаемые образа. Тот иконостас, что сейчас находится в соборе, был создан в 1653 году по велению патриарха и является одним из самых крупных в России собраний особо чтимых и художественно ценных икон. Справа от царских врат – древняя икона «Спас Златая риза». Слева от царских врат – образ Богоматери. Именно здесь с 1395 года и до Октябрьской революции стояла чудотворная Владимирская икона Богоматери, которая всегда сама избирала себе место пребывания. В страшном московском пожаре 1547 года лишь Успенский собор, в котором пребывала святыня, остался невредимым. Митрополит Макарий, отслужив, задыхаясь в дыму, молебен, хотел было вынести икону из огня, но ее не смогли сдвинуть с места. Ныне она находится в Третьяковской галерее, а в Успенском соборе ее место занял список, исполненный учеником Дионисия в 1514 году. Храмовый образ Успения написан Дионисием (раньше его авторство приписывали святителю Петру). Знаменитый «Спас Ярое око», написан греческим художником в 1340-х годах еще для старого Успенского собора времен Ивана Калиты. Необычна и центральная икона – «Спас в силах». На ней серебряными нимбами обозначены символические образы четырех апостолов-евангелистов: человек, орел, лев и телец, Символы заимствованы из Откровения Иоанна Богослова. Вдоль стен и в застекленных витринах собора мы найдем не менее символичные образы. Главным торжеством, совершавшимся под сводами Успенского собора, было венчание русских государей на царство. Иван Грозный первым венчался на престол церковным таинством. Сегодня в Соборе мы можем увидеть знаменитое моленное место Ивана Грозного, царское место – знаменитый «Мономахов трон», миниатюрный символ идеи Москва – Третий Рим, на котором вырезаны 12 барельефов, свидетельствующих о преемственности московской власти от Первого и Второго Рима. В 1724 году Мономахов трон хотели вынести из Успенского собора, но Петр I не позволил. Около патриаршего места стоял посох святителя Петра, ныне находится в Оружейной палате. Для государей на коронацию ставили в Успенском соборе тронное место, однако все они по традиции обязательно восходили на Мономахов трон. В Успенском соборе совершались и бракосочетания государей. Под сводами собора праздновались многие великие торжества: падение ордынского ига, покорение Казани, победы в Северной войне и над Турцией.

В Успенском соборе хранились самые великие святыни, которые были в России: частица риза Господней и подлинный гвоздь с креста Распятия , один из тех, которыми были пробиты руки и ноги Спасителя на кресте. Обе святыни были принесены в Москву из Грузии в XVII веке в дар царю русскому. По преданию, гвоздь Господень хранит место, где пребывает.

Также были в Успенском соборе и другие реликвии со Святой Земли: частица Гроба Господня, частица Ризы Богородицы, частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней, и камень от гроба Богоматери, десница апостола Андрея Первозванного со сложеными в троеперстное крестное знамение перстами и другие святыни.

С 1395 по 1918 год в соборе находилась знаменитая Владимирская чудотворная икона Божией Матери.

В наше время частицы Гроба Господня, Ризы Господней, Ризы Богородицы и гвоздя с креста Распятия хранятся в Петропавловском приделе Успенского Собора. Веками собирали государи и патриархи христианские святыни, стремясь создать образ "Второго Иерусалима" и "Третьего Рима". Большая часть реликвий находится в музеях Кремля — Оружейной палате, Успенском соборе. Уникальной реликвией является ковчег Дионисия Суздальского с частицей древа Животворящего Креста Господня и еще 16-тью святынями, среди которых — частицы хитона Христа, тернового венца, ароматы, которыми помазывали тело Спасителя перед погребением.

После переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены, но по особому разрешению Ленина на Пасху в Успенском соборе все-таки прошла последняя служба и крестный ход . В 1922 году из Успенского собора изъяли 65 пудов серебра. Многие иконы попали в Государственную Третьяковскую галерею и Оружейную палату. Успенский собор был превращен в музей. Существует предание, что зимой 1941 года, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных. С 1990-х годов в Успенском соборе Московского Кремля регулярно совершаются богослужения. В наши дни на Соборной площади Московского Кремля проходит демонстрация церемониала конного и пешего развода Президентского полка.

На Дворцовой площади раскинулся ансамбль Большого Кремлевского дворца – резиденции российских императоров XIX века. Дворцовый ансамбль включает в себя сохранившиеся сооружения конца ХV-ХVII веков: это Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви. Новые здания и уникальные памятники архитектуры прошлого композиционно объединены. Архитектурные формы и декор теремов XVII века в значительной степени определили внешний облик возводимого дворца. После постройки в 1851 году Оружейной палаты, из примыкающего к ней с севера здания Апартаментов образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца.

Грановитая палата. Красное Крыльцо – парадная лестница, ведущая в Святые сени, предваряющие вход в Грановитую палату – одна из немногих сохранившихся частей царского двора, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из каменных гражданских зданий Москвы, построенное в конце XV века. Главный фасад облицован четырехгранным белым известняком, а стены величественного зала расписаны на библейские темы (роспись второй половине XVI века, возобновленная в конце XIX века).

Оружейная Палата. Всемирно известный музей-сокровищница. В музее представлены древние государственные регалии, парадная царская одежда и коронационное платье, облачения церковных иерархов, золотые и серебряные изделия работы русских, европейских и восточных мастеров, памятники оружейного мастерства, экипажи, парадное конское убранство, около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

Ивановская площадь. В XVI–XVII веках на Ивановской площади сосредоточились государственные учреждения: приказы, судейские службы, канцелярии различных ведомств. Площадь была одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы, сюда стекались челобитчики со всей Руси. Ивановская площадь значительно увеличилась в результате сноса Малого Николаевского дворца, Вознесенского монастыря, а также разрушения Чудова монастыря, одного из древнейших в Москве. В отличие от Соборной, Ивановская площадь почти полностью утратила свой средневековый облик. В настоящее время на месте разрушенных памятников в 1929 году построен был административный корпус Кремля. Площадь замощена брусчаткой. У самой Троицкой башни начинается Арсенал, с пушками. Здесь квартирует Президентский полк. Далее, через сквер, – Сенатский дворец, это и есть собственно рабочая резиденция Президента, а на куполе – президентский Штандарт.

Царь-пушка и Царь-Колокол. На Ивановской площади Нас ждет встреча с прославленными памятниками литейного искусства — Царь-пушкой и Царь-колоколом. Царь-пушка – старинное и одно из крупнейших орудий в мире, созданное в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе. Это поистине уникальное произведение оружейного ремесла. Узнав истории пушки и колокола, их вес и размер, почему они так называются, и осмотрев «царей» со всех сторон, мы обязательно сфотографируемся рядом с ними.

на Сенатской площади мы увидим здание Арсенала — редчайшего памятника архитектуры Москвы времени Петра Великого и Сената — одного из лучших творений знаменитого зодчего М.Ф.Казакова. Рядом с Арсеналом расположились древнерусские пушки и трофейные орудия Отечественной войны 1812 года. В 1908 году на Сенатской площади Кремля недалеко от Никольских ворот был установлен крест-памятник генерал-губернатору Москвы Сергею Александровичу Романову, погибшему на этом месте от взрыва бомбы, брошенной террористом . 1 мая 1918 года этот памятник был снесен. Уже после 1945 года в центральной части площади были высажены деревья, и сегодня Сенатская площадь больше похожа на третугольной формы сквер.

Москва.
Александровский Сад.

 

Александровский Сад. Могила неизвестного солдата.

Перед тем как отправиться домой, мы пройдем в Александровский Сад, что у западной стены Кремля, и у вечного огня почтим память погибших в Великой Отечественной Войне защитников нашей Родины. Вечный огонь к могиле неизвестного солдата был привезен с Марсового поля из Ленинграда. Караульную службу здесь несут военнослужащие Президентского полка.

18:00 – Отъезд.

В стоимость входит: проезд на комфортабельном автобусе, услуги экскурсионное обслуживание по всему маршруту, питание (обед, фрукты)