«Царицыно. Вознесенская Давидова пустынь»
Программа поздки «Царицыно. Вознесенская Давидова пустынь»:
Москва музей-заповедник «Царицыно» |
07.30 — Сбор группы в школе, посадка на автобус. 08.00 — Отъезд . 09. 00 — Прибытие музей-заповедник «Царицыно» Обзорная экскурсия по музею-заповеднику «Царицыно»
Среди обширных жилых микрорайонов на юге Москвы расположено одно из самых необыкновенных мест столицы, да, можно сказать, и всей России. Земля, которую теперь занимает музей-заповедник «Царицыно», таит в себе глубокую историческую память, уходящую корнями во времена древних вятичей, связанную с именами знатных боярских и княжеских родов Стрешневых, Голицыных, Кантемиров. В 1633 г. усадьба «Чёрная грязь» была приобретена боярином А.С. Стрешневым, перешла по наследству к его внуку князю А.С. Голицыну, подарена Петром I молдаванскому господарю Кантемиру, а в 1775 г. Екатерина II купила у Кантемиров имение «Чёрная грязь» и переименовала его в село Царицыно. В Царицыне, получившем славу красивейшей усадьбы Подмосковья, бывали многие деятели культуры и искусства, оставившие восхищенные описания увиденного, — Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, И. С. Тургенев, И. А. Бунин и многие другие. Судьба и время оказались безжалостными к Царицыну. Многое погибло, было утрачено, иногда безвозвратно. Но в наши дни произошло почти невероятное возрождение несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины Великой. Прогулка по парку откроет нам удивительной слияние воедино восхитительного по красоте природного ландшафта и величайших архитектурных творений, созданных гениальными русскими зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Между Большим дворцом и "Хлебным домом" — храм Иконы Божией Матери Живоносный Источник. Это старейшая из построек царицынского ансамбля. Древний образ Иконы Божией Матери Живоносный Источник почитается за многие чудотворства, Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. В Царицынском храме, посвященном этому образу находится икона Божией Матери Живоносный Источник. После посещения храма, продолжим нашу прогулку по парку. По удобно обустроенной лестнице поднимемся на верхнюю площадку «Башни – руины», похожей на фрагмент старинной крепости, и полюбуемся оттуда парковыми ландшафтами и водной гладью Верхнего Царицынского пруда. Завершим наше знакомство с музеем посещением экспозиции, посвященной традиционному искусству и промыслам славянских народов — русских, украинцев, белорусов, их прибалтийских соседей, жителей Поволжья, Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Это и резьба по дереву, и глиняная игрушка, изделия из металла, народный костюм, изделия ткачества, вышивка. Экспозиция представлена в «Хлебном Доме». 11.30 – отъезд из Царицыно в Давидову пустынь. |
Московская область, посёлок Новый Быт (недалеко от Чехова) |
13:00 — Прибытие в пос. Новый Быт. Обед. 13:30 — Вознесенская Давидова Пустынь. Мужской монастырь. Монастырь расположенн в красивой местности на берегу р. Лопасни, впадающей в Оку, в 80 километрах к югу от Москвы, недалеко от города Чехова . 31 мая 1515 г. Пришел на это место из Пафнутие-Боровского монастыря преподобный Давид с иконой Знамения Божией Матери, сопровождаемый двумя монахами и двумя послушниками. Здесь, в древней Хутынской волости, он поставил келии, возвел деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая, с трапезною. С преподобным были еще два монаха и два послушника. Четырнадцать лет преподобный был игуменом созданной им обители. Подвизавшись в иночестве более пятидесяти лет, он стяжал многие духовные дарования и преставился ко Господу в 1529 году и был погребен в основанной им пустыни. Над могилой преподобного была поставлена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери "Знамение". Вскоре после смерти стал являться преподобный разным людям, помогать им, исцелять, совершать чудеса, звать в гости в свою обитель. Память преподобныму Давиду совершается (по новому стилю) 2, 31 октября и 23 мая (обретение мощей). Знакомясь с историей монастыря с периодами его процветания и забвения и откровенного поругания, которые сменяли друг друга на протяжении почти 500 лет, мы увидем, что она отражает историю Руси, церкви, историю народа. Строительство монастыря растянулось на века, и завершилось к началу XX столетия. В 1915 году обитель праздновала 400-летие со дня основания. К этому времени Давидова пустынь находилась в состоянии полного благоустройства во всех отношениях. При обители действовали церковноприходские школы, был построен странноприимный дом, по инициативе А.П. Чехова, который был земским врачом, была устроена больница. Число паломников было так велико, что предполагалось строительство узкоколейной железной дороги от станций Шарапова охота или Лопасня до Давидовой пустыни. После революции 1917 г. судьба пустыни схожа с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание. В 30-х годах ХХ века монастырь был упразднен, монахи увезены в грузовиках в неизвестном направлении . На колокольне развевалось красное знамя. В храмах разместили техникум, клуб, столовую, спортивный зал, гаражи и склады. В Давидовой пустыни, недалеко от монастыря, есть источник. Старики утверждают, что открылся он в 1937 году. Многие жители Нового Быта считают, что этот родник забил на том месте, где тайно расстреляли настоятеля обители архимандрита Валентина. Люди шептались о том, что на месте гибели праведника забил родник. Во всяком случае, называют его Валентинов родник. Возрождение обители наметилось только к 1992 г. Настоятелем Давидовой пустыни стал отец Герман, который пришёл для восстановления монастыря. В 1995 г. после долгого периода запустения и забвения начала возобновляться монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни, начали восстанавливаться храмы. И в этом же году настоятель Герман был жестоко убит в своей келье «неизвестными, вскрывшими монастырский сейф». К настоящему времени разрушенный монастырь превратился из поруганных руин в цветущую обитель. Все здания отреставрированы. Внутреннее убранство храмов поражает богатством и великолепием. Огромное количество святынь, привезенных из Греции и стран Ближнего Востока, привлекает в обитель паломников». Вознесенский собор — самое древнее здание монастыря. Обитель преподобного Давида была известна русским царям и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. При Иване Грозном началось строительство каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Но после разграбления обители литовцами в начале XVII в. начатое строительство так и не было закончено. В конце века недостроенная церковь была разобрана и в 1676 — 1682 гг. на том же месте построена новая каменная церковь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая. С началом восстановления обители в наше время, начал восстанавливаться и собор Вознесения Господня. К лету 2003г. в соборе был воссоздан прежний иконостас. В икону Божией Матери Знамение вставлены два ковчежца с частицами от Хитона Господня и Ризы Пресвятой Богородицы. И 5 июня 2003 года было совершено великое освящение древнего Пятиглавого Вознесенского собора Давидовой пустыни. Колокольня. В 1732-1740 годах над гробом преподобного Давида была поставлена нарядная, в три яруса, каменная колокольня с курантами вместо существовавшей ранее деревянной часовни, а под колокольней была устроена церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение". Век спустя, когда благосостояние обители после упадка вновь стало расти, возобновилось каменное строительство. Старая колокольня была разобрана, и в 1844 – 1845г. построена новая, для которой отлит был колокол в 205 пудов и устроены новые боевые часы. Створки ворот колокольни представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Открывались они раз в году, на главный праздник обители, и назывались в народе Вознесенскими вратами. В 1996 г., когда после многих лет безбожия, началось восстановление обители, монастырю была подарена звонница из 7 колоколов, а в 1998 г. был пожертвован колокол весом в 1 т. К 2000 году, колокольня, доминирующая над всем комплексом пустыни, была полностью отреставрирована. Сегодня, приближаясь к обители мы видим золоченый купол и крест колокольни издалека. А на колокольне вновь установлены часы. Знаменский храм. Вместе с колокольней в 1865-1884 гг. была разобрана до основания и Знаменская церковь, и на ее месте построен храм большего размера. Над местом погребения преподобного Давида была сооружена новая металлическая посеребренная рака с изображением преподобного Давида в серебряной ризе. А в 1997 г. 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви. Сейчас мощи открыто покоятся в великолепной раке в Знаменском храме, являясь главной святыней монастыря. Здесь также находятся частицы мощей множества угодников Божиих. Церковь Успения Божией Матери. В 1732-1740 была построена Церковь Успения Божией Матери над каменными святыми вратами на месте прежней. Никольская церковь. Была построенна вновь, в 1804 году на месте прежней обветшавшей церкви Святителя Николая. Кроме частицы мощей святителя Николая Чудотворца, в храме находится мощевик с частицами мощей трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки Собор Всемилостивого Спаса, построен в 1900 году. Собор, освященный в честь иконы Всемилостивого Спаса, поражает не только своими масштабами и богатым убранством. Здесь в мощевиках хранятся великие святыни – частицы Хитона Спасителя и частица Ризы Богородицы. Храм был полностью отреставрирован уже в наше время. В начале 1990-х годов от купола оставалась лишь арматура, от 19 века сохранилась лишь одна фреска с образом Спасителя над входом Всехсвятский храм. Одноглавый Храм во имя Всех Святых построен незадолго до начала Первой мировой войны, последним из храмов Давидовой пустыни, освящен в 1913г. Он находится в здании трапезной. До революции в нем был установлен трехъярусный позолоченный иконостас. В настоящее время храм полностью восстановлен и расписан. В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божьих, в том числе глава Вифлеемского младенца из 14 000 избиенных по приказу Ирода. (Царь Ирод преследовал Иисуса, едва Он родился, и, преследуя Его, приказал убить всех вифлеемских младенцев, узнав от волхвов о рождении Христа. Эти дети пострадали воистину за Христа – как первые невинные жертвы, как первые мученики Христовы. Церковь ежегодно празднует их святую память 11 января. Также в монастыре, в специально устроенном ковчеге в виде храма, хранится частица гвоздя от Креста Господня (находившаяся прежде в Оружейной палате Московского Кремля), ныне она помещена в шляпку специально сделанной копии гвоздя. Сохранились остатки липовой рощи, посаженной самим преподобным Давидом. По преданию, преподобный Давид выкапывал липы в лесу и, принося их в монастырь, сажал вверх корнями, дабы показать местному населению силу молитвы к Богу и Пречистой Его Матери. И по его молитвам деревья благополучно приживались. Иноки обители поддерживали эту традицию вплоть до закрытия монастыря в 1930-е годы. Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. Запущена рыба. И вновь отражаются храмы обители в зеркальной глади пруда. 16:30 – Переезд в Талеж на подворье Давидовой пустыни(12 км от монастыря) |
Московская область, деревня Талеж |
16:45 – Прибытие в д.Талеж. Подворье Давидовой пустыни. Источник во имя прп. Давида Здесь, недалеко от обители в подворье Давидовой пустыни, в лесу, из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида. Согласно преданию, возник он по молитвам преподобного Давида. Усердием благотворителей здесь построен храм во имя преподобного Давида, звонница и несколько купален. Чистейшая родниковая вода в этом источнике необычно вкусная и целебная. Место очень красивое. С каждым годом источник приобретает все большую известность. Здесь происходит множество чудесных исцелений по молитвенному предстательству преподобного Давида. Здесь, перед возвращением в Москву, мы можем отдохнуть, погулять по живописным тропкам, попить воды из исцеляющего источника, обратившись к преподобному Давиду с просьбой о его святых молитвах об исцелении наших недугов и укреплении сил. Желающие могут искупаться в источнике. 18:00 – Отъезд в Москву. Прибытие в Москву |
В стоимость входит:
Проезд на комфортабельном автобусе, услуги экскурсионное обслуживание по всему маршруту, питание (обед, фрукты)