Дидактические игры
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Дидактически игры на уроках русского языка
Игра помогает сделать процесс познания увлекательным. Дети охотно тренируют свои силы, преодолевают трудности в усвоении учебного материала, развивают способности и умения, получают коммуникативные навыки. Игра создает на уроке радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Лото «Фразеологический атлас человека».
Цель: изучение фразеологизмов, в составе которых
есть название части тела человека;
расширение словарного запаса учащихся.
Оборудование:
- тематические альбомы:
«Голова»,
«Туловище»,
«Руки»,
«Ноги»
- картонные карты с картинками думающего человечка
- двусторонние карточки-фишки из альбома
(описание карточки:
лицевая сторона – фразеологизм,
обратная сторона – значение фразеологизма).
Ход игры:
Суть игры сводится к тому, чтобы как можно быстрее закрыть фишками картинку на своих картонных картах.
Лото позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. Например.
Групповой вариант игры.
Участники кладут перед собой картонные карты с изображением думающего человека, выбирают тему игры (см. альбом с фразеологизмами) и сообщают её ведущему.
(Тему может назначить сам ведущий.)
Ведущий достаёт из альбома карточку-фишку, читает фразеологизм.
Первый участник объясняет значение фразеологизма и получает карточку-фишку при верном ответе (ведущий сверяет ответ на обратной стороне фишки). При ошибке право ответа передаётся следующему участнику.
Далее отвечает второй игрок, третий и т.д.
Выигрывает участник, который первым закроет свою картонную карту фишками.
Игра «в парах».
Суть игры сводится к тому, чтобы выбрать для соперника максимально сложный для объяснения фразеологизм и не позволить ему закрыть картонную карту.
Участники кладут перед собой картонные карты с изображением думающего человека и выбирают свой тематический альбом. Игроки по очереди достают из альбома карточки-фишки и предлагают объяснить фразеологизм сопернику. За верный ответ игрок вынужден отдать свою карточку-фишку сопернику. Побеждает тот, кто объяснит значение большего количества фразеологизмов и первым закроет свою картонную карту.
Дидактическая игра «Ручеёк»
Цель: дифференциация разделительных знаков, активизация внимания и мыслительной деятельности, организация оздоровительной двигательной паузы на уроке.
Оборудование: бочонки со словами с пропущенными Ъ или Ь знаками, бочонки-ловушки со словами, в которых эта орфограмма отсутствует.
Ход игры:
В основу положена известная детская игра.
Выбирается водящий, остальные делятся на пары и сцепляют руки.
Пары встают друг за другом, образуя коридор.
Водящий берёт бочонок со словом, объясняет выбор разделительного знака. Если ответ правильный, пары поднимают руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор и двигается в конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берёт понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идёт в конец «ручейка» и встаёт там за последней парой.
Освободившийся игрок становится водящим, идёт в начало «ручейка», выбирает бочонок со словом, объясняет написание слова и при верном ответе заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее.
Если водящему не удаётся правильно объяснить правописание слова на бочонке, дети не поднимают руки вверх. Таким образом, вход в коридор для него закрыт. Водящий берёт следующий бочонок, объясняет выбор разделительного знака и так далее.
Игру желательно проводить в быстром темпе.
Приложение к лото «Фразеологический атлас человека».
Картонные карты (размер А-5).