Проект «Возрождение московской городской игрушки»
Проект «Возрождение московской городской игрушки»
Авторы работы: Хромова Софья, Овчинникова Дарья, Шилова Александра.
учащиеся НОУ СОШ «Морозко»
Руководитель работы: Андреева Ольга Алексеевна, учитель ИЗО, член Союза художников РФ, член Международной Ассоциации художников АКАП ЮНЕСКО, Народный мастер-керамист
Целью работы является проведение выставки московской городской игрушки; составление словаря начинающего гончара, который представлен в виде лабиринта; создание книжки-раскраски, пазлов, компьютерной игры «Московская городская игрушка»; организация студии гончарного мастерства как формы работы над проектом, разработка компьютерной презентации.
Задачи: собрать, изучить и обработать материал по городской игрушке; раскрыть секреты её изготовления; провести лепку и роспись игрушек; оформить выставку.
Теоретическая значимость работы – использование полученных результатов в дальнейшей работе над проектами для раскрытия творчества каждого ребёнка.
Практическая значимость:использование результатов проекта при работе с глиной в системе детский сад – начальная школа – среднее звено.
Хромова Софья | Овчинникова Дарья | Шилова Александра |
Технологический процесс лепки глиняной игрушки
Процесс изготовления игрушки, возможно, выглядел так:
(на примере московской глиняной лошадки)
Из целого кусочка глины формируется цилиндрик |
Затем вытягивается фигурка в виде катушки |
Формируются лапы |
Формируется голова | ||
Вытягивается хвостик | |||
Готовая фигурка высушивается, глазуруется. Обжигается в печи
Делаем заключительные выводы по
технологии игрушки
- Игрушку лепили из целого куска глины. Вручную, методом вытягивания.
- Декорировалась игрушка ангобами или глазурью. Ангобами наносились основные знаки стихий Земли.
- Обжигали готовые изделия в горнах открытого или закрытого типов, во дворах самих мастеров.
- Для малышей делали погремушки (глиняные).
- В игрушке отразился быт народа своего времени.
В результате работы получились следующие продукты проекта:
- игрушки-свистульки,
- краткий словарь-справочник юного гончара
- (В нём можно найтизначения профессиональных терминов и устаревших слов,советы по приготовлению глины к работе, образцы моды 16-17 века Западной Европы и России, пословицы и поговорки о труде),
- кроссвордыпо специальной терминологии,
- книжку раскраскудля дошколят,
- тетрадь-подсказкус этапами лепки игрушки;
- ребята познакомились с историей города; узнали, как жили наши предки, чем занимались.
Теперь им известно, что в Москве было более двухсот наименований ремесленников, улицы назывались по профессиям тех людей, которые на ней жили.
Участники проекта познакомились с одеждой людей того времени и имеют представление об армяке, кушаке, кичке, епаничке, кафтане; обогатили свою речь новыми словами. Изучили процесс изготовления глиняных изделий и научились лепить свистки.
Ребятам стали известны глиняные игрушки районов, которые находятся рядом с Москвой, нашли общие и отличительные особенности в лепке и росписи. Подтвердили свои гипотезы.
Они сделали попытку возродить забытый до сегодняшнего дня промысел глиняной московской игрушки.
Работы учащихся выставлялись на выставках в Москве и в Париже и были отмечены дипломами 1-ой степени.
Свою работу учащиеся 4-х классов представили в марте 2011 года на окружном конкурсе проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада» в номинации Совята и заняли 1 место (фото)