Проект «Движение – секрет здоровья»
Направление: Творческо-прикладной проект
Авторы работы: учащиеся 3-А класса НОУ СОШ «Морозко»
Руководитель: Духан Наталия Юрьевна
Актуальность проекта. Современный технический век упрощает жизнь человеку, делает её удобной, комфортной: транспорт доставит в любую точку города, лифт поднимет на нужный этаж, а пылесос почистит квартиру. Люди стали меньше двигаться! А дефицит движений приводит к нарушениям в работе сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения и размножения. У человека развивается близорукость, появляется лишний вес, нарушается осанка. Сохранить здоровье – важная задача каждого школьника. Поэтому тема нашей работы актуальна.
Цель проекта: узнать о пользе движения и создать такие продукты, которые помогут нашим сверстникам вырабатывать привычку двигаться (альбом-справочник, содержащий сведения о влиянии физической активности на здоровье; телепередачу о зарядке; диск с роликами утренней гимнастики и динамической паузы для учащихся школы).
Задачи:
- собрать, изучить и обработать информацию о влиянии движения на здоровье;
- написать сценарий телепередачи о пользе зарядки, подобрать к ней тематический мультфильм, подготовить и провести видеосъёмку передачи;
- разработать комплекс упражнений утренней гимнастики, подобрать к ней видео с животными и музыкальное сопровождение,
- создать короткий комплекс упражнений (динамическую паузу), сочинить стихи к движениям, разучить динамическую паузу с одноклассниками, выбрать им костюмы и аквагрим, записать обучающий комплекс на видео;
- найти пословицы, афоризмы, записать стихи любимых физкультминуток, подобрать статьи для альбома-справочника «Движение – секрет здоровья», оформить альбом.
Основополагающий вопрос проекта. Как помочь сверстникам сделать осознанный выбор в пользу физической активности?
Проблемные вопросы.
- Почему возникает дефицит движения?
- Чем опасно отсутствие физических нагрузок для здоровья?
- Какую пользу организму приносит двигательная активность?
- Что говорят пословицы, поговорки, афоризмы о ценности движения?
- Почему необходимо выполнять утреннюю гимнастику?
- Как правильно составить комплекс упражнений для зарядки?
- Как поддержать интерес ребят к выполнению утренней гимнастики?
- Как провести перемену с большей пользой для здоровья?
- Где и когда можно применить полученные продукты проекта?
Предполагаемая гипотеза. Считаем, что для формирования у школьников привычки заниматься физическими упражнениями необходимы: понимание ребятами ценности движения для здоровья, личный пример сверстников, регулярность занятий, игровая подача упражнений, позитивный настрой.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап:
а) определение проблемы, темы и предмета исследования;
б) постановка целей проекта;
в) организация рабочих групп («Медики», «Сценаристы», «Практики», «Оформители»);
г) определение консультантов (школьный медработник, учитель физкультуры, мастер по аквагриму ).
2. Планирование деятельности: а) определение источников информации (энциклопедии, словари, учебная литература, интернет-ресурсы, видеоролики из жизни класса, мультфильмы) б) рассмотрение способов хранения и систематизации собранной информации; в) определение видов продуктов, форм презентации и сроков проекта (4 недели); г) распределение задач внутри группы между её членами.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы:
а) самостоятельная работа учащихся по групповым задачам проекта.
«Медики»: поиск информации о причинах дефицита движений, о возможных нарушениях в работе организма человека из-за недостатка двигательной активности, обоснование необходимости движения в укреплении и сохранении здоровья; определение полезности любых видов физических упражнений, подбор пословиц, поговорок и афоризмов о необходимости движений.
«Сценаристы»: выбор жанра телепередачи (беседа с элементами школьного кукольного театра); создание сценария с включением в него оригинальных компонентов (сюжет с зарядкой в классе, эпизоды измультфильма и т.д.); разработка характеров персонажей; подбор песен, фрагментов мультфильмов и видео из классного архива; разработка сценария динамической паузы, сочинение стихов о животных к ней.
«Практики»: обработка информации об утренней гимнастике, составление комплекса зарядки; поиск видео, в которых животные выполняют похожие движения; разучивание комплекса ведущей; выбор упражнений для динамической паузы; запись тренировочного ролика; репетиции сценок к телепередаче.
«Оформители»: обработка информации для альбома-справочника и распределение материала по рубрикам: «Советы Доктора Пилюлькина», «Интересные факты», «Пословицы и поговорки», «Исторические сведения», «Почта Доктора Пилюлькина», «Любимые физкультминутки» и др.; участие в мастер-классе по аквагриму, подбор музыкального сопровождения к гимнастике, костюмов и аквагрима к видеосъёмке динамической паузы;
б) промежуточные обсуждения проведённой работы.
4. Оформление результатов:
а) создание видеороликов и оформление альбома-справочника;
б) коллективный анализ проекта, достижений поставленной цели;
в) оценка своей работы, выяснение причины успехов, неудач;
г) выводы.
5. Презентация результатов:
а) подготовка презентационных материалов;
б) подготовка публичного выступления;
в) защита проекта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Результат работы над проектом. В своей работе мы открыли один из секретов сохранения и приумножения здоровья. Движение – это здоровые сердце, сосуды, лёгкие, сильные мышцы. Движение улучшает наше настроение и работоспособность.
В ходе работы мы искали ответ на вопрос, как помочь сверстникам сделать осознанный выбор в пользу физической активности. Прежде всего, ребятам необходимо понять, что дефицит движения ведёт к проблемам со здоровьем, поэтому надо стремиться выполнять физические упражнения и развивать в себе это желание. Чтобы воспитать привычку двигаться, занятия должны быть регулярными, физические нагрузки – посильны-ми, они должны приносить радость и удовольствие. Заразительным окажется и личный пример сверстников. Оригинальность подачи материала, его доступность повысят интерес ребят к выполнению упражнений. Одним из способов решения проблемы дефицита движения у школьников являются наши продукты проекта.
Характеристика продуктов проекта. Мы разработали комплекс продуктов, направленный на формирование привычки двигаться. Он включает в себя не только познавательный материал и советы (телепередача «Доктор Пилюлькин», альбом-справочник «Движение – секрет здоровья»), но и имеет практическое пособие, которое помогает ребятам организовать выполнение физических упражнений (диск с видеороликами зарядки и динамической паузы «Зоогород»).
Передача пробуждает интерес к вопросу о необходимости движений. В ней используются элементы кукольного театра. Поросёнок узнаёт о пользе зарядки и убеждается, что её выполняют и звери (фрагмент из мультфильма «Зарядка для хвоста»), и дети (видеофрагмент утренней гимнастики из классного архива).
В альбоме-справочнике даны теоретические обоснования и практические советы по укреплению здоровья.
Диск содержит два видеоролика: упражнения для утренней гимнастики и комплекс для динамической паузы.
Уникальность гимнастики состоит в необычной подаче материала. В ролике звучат узнаваемые детские песни и весёлые мелодии. Упражнения ведущей продолжают выполнять животные! Это делает видео занимательным и поддерживает интерес ребят к выполнению зарядки.
Динамическая пауза яркая и короткая. Она состоит из трёх блоков. За 1,5 минуты ребята вместе с ведущим успеют разучить движения и повторить их сначала в медленном темпе, а затем и в быстром. Ролик несёт заряд положительных эмоций.
Практическая значимость. Полученные продукты полезны дошкольникам и учащимся начальной школы. Альбом-справочник и телепередачу можно использовать на занятиях ознакомления с окружающим миром. Динамическую паузу – на уроке в качестве физкультминутки или энергизатора, на перемене, в группе продлённого дня, в любое удобное время в школе и дома. Зарядку можно выполнять перед школьными занятиями. Презентация проекта с демонстрацией созданных роликов была успешно проведена в трёх школах и в двух детских садах СЗАО г. Москвы.
Фрагмент из проекта:
Утренняя гимнастика
Заливается звонок.
Он зовёт не на урок.
Становитесь по-порядку
На весёлую зарядку!
1. Исходное положение «Основная стойка» «Ходьба на месте»
2. И. п. «Ноги вместе. Руки на поясе. «Наклоны головы вверх, вниз»
3. «Наклоны головы в сторону» Влево. Вправо.
4. «Полукруг головой
5. Руки вверх, потянулись. Руки на пояс.
6. И. п. «Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях» Руки поочерёдно выбрасываем вперёд.
7. Исходное положение «Ноги на ширине плеч. Руки на поясе». «Наклоны туловища вниз».
8. И. п. «Ноги вместе. Руки согнуты в локтях». Бег на месте.
9. Восстанавливаем дыхание. Руки вверх – вдох через нос. Руки вниз – выдох через рот.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Информационные источники.
1. «Человек» Наглядный словарь. М., Дорлинг Киндерсли, 1996
2. Бальсевич В. К. Что нужно знать о движениях человека // Физическая культура: воспитание, тренировка. — 1997, N 2. — С. 46-50.
3. Волков С. Азбука здоровья. М., «Омега», 2006
- Кэрол Доннер Тайны анатомии. М., «Розовый жираф», 2012
5. Литвинов Е.Н. Весёлая физкультура. М., «Просвещение», 1996
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас, 3 класс. М., «Просвещение», 2007
- Энциклопедия мудрости, Можайск, «РООСА», 2008
- http://www.school660.ru/utrennyaya-gimnastika-v-shkole
- Разработка аэробики e.Kolosova@mail.ru